КАК СОЗДАВАЛИ МИР Х ВЕКА

Работа над картиной началась в 2008 году. Константин Эрнст, отчасти в шутку, отчасти всерьез, назвал автором сценария Нестора Летописца - о событиях того времени мы знаем из «Повести временных лет».

«То, что наша история прежних веков сама по себе приключенческий боевик, захватывающий и авантюрный, нашему кино только на пользу. Мы ни в коем случае не берем на себя роль преподавателей истории, мы просто пытаемся поделиться тем, что знаем, что переполняет нас и о чем нам посчастливилось рассказать»Константин Эрнст,
продюсер

1 марта 2015 года на съемочной площадке картины «Викинг» по старой киношной традиции разбили тарелку, и впервые прозвучала команда «Мотор!». Впереди было 92 съемочных дня.

«Здесь всё и все — режиссер, актеры, рабочие — на принципиально ином уровне. И требовались колоссальная выдержка, терпение, даже в какой-то степени самопожертвование иногда. В каждом члене съемочной группы чувствовалась отдача, желание сделать что-то очень крутое, что-то новое, необычное и очень важное. Не было ни одного человека, который отбывал повинность. Боролись за каждый кадр».Данила Козловский

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ

Цифрового тура начали воплощать еще в 2012 году, когда выпускали первый тизер.

Тур, огромный дикий бык, вымер еще в XVII в., поэтому при помощи компьютерной графики его должны были воссоздать полностью.

В первой версии тур был наделен антропоморфными чертами: у морды животного было «человеческое» выражение. Но из-за этого и других вмешательств в анатомию цифровой модели пострадала реалистичность движения. В итоге дизайн было решено изменить.

Для увеличения численности массовки в кадре использовали уникальную для нашего рынка технологию фотограмметрии (создание трехмерных объектов на основе фотографий). Для этого на «Главкино» установили конструкцию из 80 синхронизированных фотоаппаратов, которые позволяли одномоментно сделать 80 снимков объекта с разных сторон. Таким образом по очереди запечатлели примерно 200 артистов массовых сцен, а также несколько лошадей с всадниками. Такие фотографии позволили выполнить реалистичные и предельно детализированные модели, которые затем использовались для создания цифровой толпы.



Для цифровой массовки применялась и технология захвата движения (Motion Capture): актеры, одетые в специальные костюмы с датчиками, разыграли несколько десятков сценок (бои, бег, падение, ранение, смерть). Все их движения считывались и добавлялись в программу, которая создает «умную» толпу, подставляя и перемешивая фазы движения. 


Также специалисты по VFX создавали модели кораблей (драккаров и дромонов), виды городов, погодные эффекты; затирали лишние объекты в кадре.

Всего в картину вошло порядка 850 кадров с компьютерной графикой, над которой работало более 100 специалистов.

СЦЕНА С ДРАККАРОМ

Сцену с драккаром снимали две недели. В кадре должен был лить дождь, и все это время съемочную группу и актеров поливали из брандспойтов, а скользить к подножию холма судну помогал трактор.

Драккар – длинный и узкий деревянный корабль викингов, на носу которого устанавливали вырезанную из дерева голову дракона. По этим украшениям суда и получили свое название «драккар» — «морской дракон».

Для съемок 20-метровый 10-тонный драккар построили прямо в Крыму. Металлический каркас обшили доской. Драккар был разборным - автономно могли использоваться нос, корма и серединная часть. Чтобы удобнее было снимать, у драккара не было одного борта.

Однако, когда появилась необходимость ненадолго спустить корабль на воду, это удалось сделать без проблем, разместив его на плавающей платформе.

КАСКАДЕРЫ И ТРЮКИ С ЛОШАДЬМИ

За трюки на картине отвечали каскадеры казахстанской группы «Номад» под руководством Жайдарбека Кунгужинова, заработавшего себе авторитет западными проектами. Ведущие каскадеры команды — чемпионы Азии и Казахстана: тхэквондисты, тайбоксеры, борцы.

«Раньше я, как и многие, считал лошадей просто средством передвижения на четырех ногах. Но «Викинг» показал мне, как я ошибался. У каждой лошади свой характер, что-то она любит, что-то — нет, она может быть трудягой или симулянткой… Ты видишь, когда она сердится, а когда она в игривом настроении. Это умный, сильный и красивый зверь. И потрясающее ощущение: когда их много, ты чувствуешь, как земля дрожит под ногами».Андрей Кравчук,
режиссер

После тренировок и подробных репетиций каскадеры полностью отрабатывали ту или иную сцену, снимали ее и отправляли смонтированное видео режиссеру на утверждение. Такие тесты экономили время на площадке, и режиссер сразу мог вносить коррективы.

«Важно было, чтобы артисты не всегда знали, какая камера на них работает. Они должны были стать полноценными участниками событий»Игорь Гринякин,
оператор-постановщик

Каскадеры привезли с собой в Россию 20 трюковых лошадей, других животных нашли в Крыму. В сцене набега печенегов на Киев участвовало около 100 лошадей.

Часть трюков готовилась с учетом добавления компьютерной графики на постпродакшне. Так, в сцене гибели Олега актер Кирилл Плетнев только начал трюк, а заканчивал его каскадер, которого потом должны были заменить цифровым Кириллом.

«Я очень переживал за сцену с огненными колесами. Там очень много массовки: все бегут, падают, горят, кричат, лошади вокруг мечутся… Но сняли без проблем!»Жайдарбек Кунгужинов,
постановщик трюков

Сцена «Огненные колеса» — одна из самых сложных в фильме. В ней было задействовано до 400 человек массовки. Колеса обматывали горючими материалами и поджигали. Подожгли и крепостную стену 8 метров в высоту и почти 50 метров в длину. Одновременно работало до 6 камер.

ОРУЖИЕ И ДОСПЕХИ

Над доспехами и оружием трудились опытные мастера. Мечи, топоры и кинжалы для главных героев создавались по индивидуальному дизайну и ковались по старой технологии. Каждый меч весил около 2-3 кг.

Для массовки и всадников в Китае заказали несколько сотен облегченных мечей. Тяжелые доспехи из бычьей кожи для главных героев — дело рук непревзойденного белорусского мастера Олега Седловского. Доспехи подгоняли точно по фигуре актеров.

«Доспех с одной стороны сковывал, с другой — давал ощущение эпохи, мощный энергетический заряд»Игорь Петренко,
исполнитель роли Варяжко

Всю одежду, оружие, доспехи и предметы быта уже на съемочной площадке доводили до идеального «пожившего» состояния белорусские мастера — братья Юрий и Дмитрий Седловские под руководством отца, Олега Седловского. Они красили, скоблили, замачивали, прочищали, полировали, выпиливали, прожигали и совершали еще десятки иногда очень затейливых манипуляций, чтобы каждая вещь — будь то чарка или упряжь — «задышала» в кадре, а не производила впечатление музейного экспоната.

КОСТЮМЫ И ГРИМ

Для каждого героя, для каждой народности, для каждого социального класса был создан свой образ: викинги, печенеги, киевляне, византийцы, воины и мирное население, массовка и центральные персонажи, — каждый образ был продуман до мелочей. Всего было создано около 2000 костюмов, над которыми трудился целый цех мастеров, в том числе специалисты по меху, коже, металлу и ткачеству. Все рубашки вышивали вручную, а за основу узоров брали только подлинные орнаменты того периода.

«Костюмы давали абсолютное ощущение аутентичности на уровне каждой детали — от выбора ткани до узоров или отдельного элемента!»Данила Козловский,
исполнитель роли князя Владимира

«В фильме у главных героев нет ни одного необоснованного переодевания. Новый этап сюжета — новый костюм, психологическая перемена в герое — новый костюм. Это дает некую подсказку зрителю, формирует в его глазах образ героя. Как герой проходит свой путь, так и меняется его костюм»Екатерина Шапкайц,
художник по костюмам.

Образы центральных персонажей создавались индивидуально, причем костюм героя исходил из задач каждой конкретной сцены. Украшения, как и предметы одежды, создавались для съемок вручную.

На площадке во время подготовки к массовым сценам работало одновременно до 30 гримеров.

«У меня были большие фильмы, но ни одного равного «Викингу». Гигантская работа! Многие меня отговаривали, считали, что я сумасшедшая, что иду на проект, потому что он был невообразимо сложным»Татьяна Вавилова,
художник по гриму

На грим одного мужского персонажа каждый день требовалось около 1,5 часов. Больше, чем на грим актрис. Причина — бороды: борода клеится прямо на кожу отдельными волосинами, а не в собранном на специальном материале виде. Это позволяет добиться максимальной естественности и комфорта. Для бород использовали волосы яка.

Для центральных героев было изготовлено более 100 париков, плюс парики для массовки, многочисленные накладки и шиньоны. Потребовались сотни килограммов волос.

Каждого героя фактурили, необработанным не оставляли практически ни одного участка тела: красили зубы и ногти, кожу «дубили», делая грубой и обветренной, рисовали татуировки и шрамы.

«Они у нас все - парни прожженные. Все должно быть максимально приближено к жизни, очень естественно. Этого достигнуть очень сложно».Татьяна Вавилова,
художник по гриму

Кириллу Плетневу, исполнителю роли Олега, делали пластический грим: под лобную накладку накачивали искусственную кровь, благодаря чему рассечение получалось натуралистичным.

«Эти бороды, парики, костюмы - ты это носишь, в этом живешь, пытаешься быть не приклеенным к образу, а жить в нем органично. Я много снимался в сложных постановочных проектах, но этот для меня - один из самых нелегких»Кирилл Плетнев,
исполнитель роли Олега

Большие шрамы (например, шрам Свенельда) и пластический грим выполнял лучший мастер по спецгриму Петр Горшенин.

«Да, было тяжело, но это нормально. Кони, грим, леса, грязь, многофигурная композиция, много камер. Это, наверное, и не должно было быть легко».Максим Суханов,
исполнитель роли Свенельда

В случае с женскими персонажами основная работа приходилась на прически. Светлане Ходченковой придумали необычный образ брюнетки.

«Это один из важнейших проектов за всю мою карьеру. Каждому актеру желаю такого счастья — поработать с таким режиссером, с такой группой, с такой драматической историей».Светлана Ходченкова,
исполнительница роли Ирины

Рогнеда Александры Бортич — дикарка с буйной гривой волос, и актрисе решено было сделать шиньон. «Попасть» в ее натуральный цвет оказалось очень непросто: пришлось покупать волосы разного оттенка блонд и мешать мелкие пряди, чтобы поймать переливчатый оттенок Саши.

«Это не просто отлично снятое крутое историческое кино. Оно подарит людям, которые не очень хорошо знают историю, возможность составить хоть какое-то представление о том времени. Фильмы, что нам показывали в школе, были очень скучными. А наша картина, очень надеюсь, все-таки будет привлекать внимание ребят и нести образовательный заряд. Это имеет очень большое значение!»Александра Бортич,
исполнительница роли Рогнеды

ЭСКИЗЫ И ДЕКОРАЦИИ

О жизни на Руси Х века почти ничего не известно доподлинно, материальных свидетельств сохранилось мало. Все годы подготовки к съемкам велась тщательная исследовательская работа. Создавалась своя модель реконструкции того мира. Создатели проекта изучили сотни отечественных и зарубежных научных трудов музейных коллекций и архивов в России, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии.

«Нам нужно было придумать и продумать целый мир. И он должен был стать настоящим»Андрей Кравчук,
режиссер

Художник Сергей Алибеков создавал тысячи подробнейших графических эскизов и картин: костюмы и украшения, оружие и упряжь, пейзажи и города, бытовые и военные зарисовки. Мир картины постепенно обретал реальные черты - шла работа над визуальным воплощением и атмосферой будущей картины.

«Мы обсуждали каждое изображение. 10 вариантов сделаешь — все равно что-то не то. Нервы, конечно, сдавали. Но я понимал, что мы ищем то, чего нет. Все нужно было воссоздать»Сергей Алибеков,
художник концептов

Опираясь на эскизы Сергея Алибекова, художники фильма во главе с художником-постановщиком Сергеем Агиным приступили к работе над проектами, макетами и чертежами декораций.

Когда декорации были готовы, специалисты по VFX перенесли их модели на игровой движок Cryengine и привязали к GPS. У режиссера и оператора появилась возможность «путешествовать» по цифровым декорациям с видом от первого лица.

«В кино это довольно редкая практика. Но информативная: можно «изнутри» с разных ракурсов понаблюдать, как движется солнце, куда ложатся тени»Андрей Емельянов,
Продюсер VFX

Декорации Киева строили в разных местах: на студии «Главкино» в Подмосковье, часть с 50-метровой крепостной стеной — в степях под Симферополем. Часть бревен для нее диаметром от 50 см до метра нашли под Владимиром, другую часть — в Казахстане и через Москву доставляли в Крым. Подол, город на воде, снимали на Белогорском водохранилище в Крыму. На полуострове также нашли Корсунь: ее стенами стали стены Генуэзской крепости, а древний храм караимов в Чуфут-Кале послужил прекрасной декорацией для сцен в городе. Полоцк также строили на «Главкино».

Было создано 10 макетов городов и отдельных строений. По чертежам и эскизам декорации восстановили в 3D, после чего разработали мизансцены с базовой анимацией и расположили виртуальные камеры. Так можно было видеть, что попадает в кадр, и, исходя из этого, спланировать, какие декорации обязательно строить, а какие можно будет дорисовать на постпродакшне.

«Викинг» — первый случай отечественного блокбастера, выходящего в двух возрастных версиях. Его создатели не могли не учитывать, что новогодние каникулы, на которые придется основное время проката, — это время, когда в кино ходят всей семьей, поэтому версия 18+ будет показываться на вечерних сеансах, а на дневных картина выйдет в варианте 12+, подходящем для семейного просмотра. Каждая из версий — полноценный фильм, созданный с учетом особенностей восприятия разными аудиториями. Продолжительность версии 18+ — 133 мин. Версия 12+ — 128 мин.

«Многие из нас искренне считают, что имеют представление об истории своей страны. Но, как правило, все ограничивается XX в. И в лучшем случае XIX в. Что уж говорить о десятом. Так что пора, наверное, включить ее в киновариант русской истории»Константин Эрнст

Производство:
«Дирекция кино»

Организация съемок:
Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова

Продюсеры:
Константин Эрнст и Анатолий Максимов

Ведущий продюсер:
Леонид Верещагин

Режиссер-постановщик:
Андрей Кравчук

Авторы сценария:
Андрей Кравчук при участии Андрея Рубанова и Виктора Смирнова

Оператор-постановщик:
Игорь Гринякин

Художник-постановщик:
Сергей Агин

Художник по костюмам:
Екатерина Шапкайц

Художник по гриму:
Татьяна Вавилова

Специальный грим:
Татьяна Горшенина и Петр Горшенин

Художник эскизов и концептов:
Сергей Алибеков

Постановщики трюков:
Жайдарбек Кунгужинов

Композитор:
Игорь Матвиенко при участии Дина Валентайна

Монтаж:
Илья Лебедев и Анна Крутий

Звукорежиссеры:
Владимир Литровник и Павел Дореули

Звукорежиссер перезаписи:
Венсан Арнарди

Супервайзер VFX:
Евгений Гитциграт

Продюсер VFX:
Андрей Емельянов

Дистрибьютор:
«Централ Партнершип»

Купить билет прямо сейчас