Биография «грекини» привлекла внимание древнерусских книжников исключительно тем, что по преданию Владимир после убийства Ярополка сделал ее своей наложницей. Это вызвало упорные слухи о том, что рожденный ею сын Святополк был «от двоих отцов».
Сведения о матери Святополка в древнерусских источниках довольно противоречивы. Бесспорным представляется только ее «греческое» происхождение. Летописная версия ее появления в Киеве такова: «У Ярополка была жена грекиня, и была она черницею (монахиней), ее привел отец его Святослав и выдал замуж за Ярополка, красы ради лица ее» (под 977 г.). «Владимир же завладел женой братней грекиней, и была она не праздна (беременна), от нее же родил Святополка. От греховного корня злой плод бывает, поскольку, во-первых, была его мать черницею, а второе, Владимир взял ее себе не по браку, ибо был знатный прелюбодей. Но отец его (Святополка) не любил, ибо был он от двоих отцов, от Ярополка и от Владимира» (под 980 г.). (Ипатьевский список).
На территорию Византии войско Святослава вторглось лишь однажды, в ходе кампании 970 года, следовательно, только тогда оно и могло на время завладеть каким-то византийским монастырем.
«Сказание о Борисе и Глебе» сообщает о матери Святополка, что ее расстриг Ярополк, а согласно Переяславско-Суздальской летописи (XIII в.), жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти мужа, то есть в Киеве, а расстриг ее Владимир, польстившись на ее неувядающую красоту.
В действительности русские писатели конца XI — начала XII в., по всей видимости, уже не располагали почти никакими достоверными данными о Святополке и его матери.
Некоторые историки предполагали, что Ярополкова «грекиня» могла быть одной из женщин-христианок, которые склонили Владимира к крещению (древнерусская литература отдает первенство в этом деле княгине Ольге и ромейской жене Владимира царевне Анне).